СТАТЬИ


2018. Маньеризм=модернизм: человек “на распутьях тысяч дорог”. Сага об Ипполитове, Вазари, Понтормо и Флоренции поздних Медичи Часть 1. //Искусствознание’18 3. С.10-47.

2018. Понтормо и Микеланджело. Трагедия творчества. Сага об Ипполитове, Вазари, Понтормо и Флоренции поздних Медичи. Часть II //Искусствознание’18 4. С. 10-53.

2018. Караваджо и Бруно // сборник История и теория культуры: Альманах, Издательство Московского университета, М. Том 2, C. 6-17.

2018. О Михаиле Яковлевиче Либмане // сборник От классической античности до модерна. Сб. статей Сектора классического искусства Запада. Посвящается памяти Михаила Яковлевича Либмана (1920-2010). Сост. и отв. ред. Е.В. Шидловская, М. C. 12-34

2018. Об Александре Викторовиче Михайлове: "неслучайные встречи" // сборник Жизнь в науке: А.В.Михайлов – исследователь литературы и культуры, М. C. 383-399

2017. О Леониде Михайловиче Баткине // Новое литературное обозрение, М. Том 45, № 3. С. 195-201

2017. Музей как эвристическая модель. Post Scriptum к выставке “Голоса Воображаемого Музея Андре Мальро//Искусствознание’17 3. C. 10-53.

2016. Миф и реальность: диалог на территории любви (образ прекрасной женственности в искусстве Западной Европы от античности до конца XIX века//Искусствознание’16 1-2. С.154-205.

2016. Giorgione. Les trois philosophes: Le sujet et l'image // сборник Triade strategique de la philosophie d'Aristote//Echanges philosophiques et politiques Franco-Russes sous la direction de M. Gennady Samuylov, Paris. P. 115-162

2016. XVIII век. Эпоха Просвещения: разум, чувство, наука, музыка, театр ​// Каталог к выставке «Голоса воображаемого музея Андре Мальро», ГМИИ им. Пушкина, М. С. 216-223

2016. От Средневековья к Возрождению // Каталог к выставке «Голоса воображаемого музея Андре Мальро», ГМИИ им. Пушкина, М. C. 170-179.

2016. От идеального к реальному // Каталог к выставке «Голоса воображаемого музея Андре Мальро», ГМИИ им. Пушкина, М. С. 181-191.

2016. Свидерская М., Вязовикина К. От сакрального к идеальному// Каталог к выставке «Голоса воображаемого музея Андре Мальро», ГМИИ им. Пушкина, М. С. 148
​​
2016. Синтез идеального и реального в пределах жанрово-мифологического единства в искусстве XVII века // Каталог к выставке «Голоса воображаемого музея Андре Мальро», ГМИИ им. Пушкина, М. С. 192-215
​​
2016. Средневековый Запад // Каталог к выставке «Голоса воображаемого музея Андре Мальро», ГМИИ им. Пушкина, М. С. 162-167

2015. Пейзаж как жанр: типология и тематика (историко-теоретический аспект)//Статья подготовлена к международной научной конференции "Западноевропейский пейзаж XVII-XVIII веков: к 400-летнему юбилею Сальватора Розы (1615-1673) и Гаспара Дюге (1615-1675) "Гос. институт искусствознания, фонд in artibus, Москва, 1 декабря 2015

2012. "...он человек был, человек во всем..."(Памяти Е.И.Ротенберга)//Искусствознание`12, № 1-2. C. 8-27

2012. Первая леди изящных искусств//Наше наследие, 2012, № 101. С. 24-25

2011. Рецензия. Батракова С.П. Театр-Мир и Мир-Театр. Творческий метод художника XX века. Драма о драме. М., 2010 // Искусствознание, М., № 3-4/11. С. 526-555

2011. Становление нового художественного видения в итальянской живописи на рубеже XVI – XVII веков и творчество молодого Караваджо// Сборник ИМЛИ "XVII век в мировом литературном развитии", М. 1969. С. 390-424.

2011. Первый современный художник // Караваджо. Картины из собраний Италии и Ватикана. Каталог выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 26 ноября 2011 г. - 19 февраля 2012 г, М.С. 16-27.
​​
2011. Стиль в изобразительном искусстве Италии эпохи Возрождения // Vivit Virtus. Сборник, посвященный памяти Т.В. Васильевой, место издания, М. С. 169-222.
​​
2011. Тела Солнечной системы. Актуальные вопросы топонимики//Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка, издательство Изд-во Моск. ун-та геодезии и картографии (М.), № 6, с. 40-52 . Коллектив авторов: Голодникова И.Ю., Кащеев Р.А., Козенко А.В., Комедчиков Н.Н., Ксанфомалити Л.В., Лукашов А.А., Пугачева С.Г., Савиных В.П., Свидерская М.И., Шевченко В.В., Шингарева К.Б.

2010. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков. В двух книгах. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению культурология. М., 928 с.

​2010. The Beloved. (К 100-летию со дня рождения А.А.Аникста) // Шекспировские чтения, серия Науч. совет РАН "История мировой культуры" [отв. редактор А. В. Бартошевич], М. С. 20-26.

2010. Введение в историю изобразительных искусств и архитектуры Западной Европы. Пространственные искусства в западноевропейской культуре эпохи Возрождения (От иконы к картине). Пространственные искусства в культуре Нового времени // "Армариум - 2". Ч. I-III, том 2, М. С. 335-457

2010. Пространственные искусства в культуре итальянского Возрождения. Факультатив
Свидерская М.И. // Культурология: учебное пособие, М. С. 374-406

​2009. История, историческое, «историзм» в культуре XIX столетия // Лики истории в европейском искусстве XIX века. Каталог выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 30 ноября 2009 - 8 февраля 2010, М. С. 10-34

2008. «…чтобы написать красавицу» // Каталог к выставке одной картины. Пармиджанино. «Антея». ГМИИ им. А.С.Пушкина. 12 мая – 27 июля 2008

2008. Проблема стиля в изобразительном искусстве Италии эпохи Возрождения // Сб. материалов по итогам всероссийской конференции, посвященной XVI веку в истории и культуре Западной Европы, прошедшей в ГИИ МК.РФ, место издания URSS М. C. 16-53

2007. Concepts of Time, Space, and Motion // Каталог «The World of 1607. Special Exhibition. Artifacts of Jamestown Era from Around The World. Jamestown Settlement. Williamsburg, Virginia. April 2007-april 2008, Williamsburg, Virginia. P. 111-117

2007. The Century of Genius // Каталог «The World of 1607. Special Exhibition. Artifacts of Jamestown Era from Around The World. Jamestown Settlement. Williamsburg, Virginia. April 2007-april 2008, Williamsburg, Virginia. P. 93-100

2007. Моцарт и Сальери: об одной коллизии в истории культуры // Классическое искусство от Древности до XX века. Сб. статей Отдела классического искусства Запада, М. C. 16-53

2004. Италия. Изобразительное искусство // Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма-Театр. Искусство 19 века, серия История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века, Том 2, Санкт-Петербург. С. 265-294

2003. Введение // Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма-Театр. Искусство 19 века, серия История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века, Том 1, Санкт-Петербург.

2003. Дидро о Шардене: к вопросу о творческом методе художника // Из истории классического искусства Запада. Сб. статей по материалам конференции, приуроченной к 80-летию Е.И.Ротенберга, М. С. 134-164

2002. «Девочка на шаре» Пикассо и древнеегипетская туалетная ложечка «Девушка с лотосом» // Каталог выставки «Диалоги в пространстве культуры» в ГМИИ им. А.С.Пушкина, 20 марта – 21 мая 2002 г, М. С. 26-35

2002. Архитектура и изобразительное искусство Западной Европы в художественной культуре XVII столетия. Программа спецкурса // Армариум, М. C. 172-253

2002. О природе художественного образа в искусстве Боттичелли // Древнерусское искусство. Византия. Русь Западная Европа: искусство и культура. Сб статей, посвященный 100-летию со дня рождения В.Н.Лазарева, Санкт-Петербург. C. 378-395

2002. Цивилизаторская природа академизма // Декоративное искусство, № 1. С. II-IV

2002. Свидерская М.И., Майская М.И., Прусс И.Е. Перевод с итал.: Вирдис К. Лиментани, Пьетроджованна М. Алтари. Живопись Раннего Возрождения. М. 416 с.

2001. Караваджо: Первый современный художник. Проблемный очерк. Санкт-Петербург, 240 с.

2001. Свидерская М.И., Майская М.И., Федотова Е.Д. Перевод с итал.: Ватикан: альбом (Великие музеи мира). М. 604 с.

2000. Живопись эпохи Возрождения как этап в развитии европейской визуальной культуры
//Искусствознание, № 1/00. С. 5-34

1999. Искусство Италии XVII века: Основные направления и ведущие мастера. М, 175 с.

1998. Перевод с итал.: Беллози Л. Джотто, М. 80 с.

1997. Классическая фаза Раннего Возрождения: единство математического и архитектонического «структурализма» на основе живописи // Искусствознание, № 1/98. С. 161-181

1997. «Арте сакра» (Arte sacra) – искусство итальянской Контрреформации // Искусство и религия. Материалы научной конференции, состоявшейся в Гос. Ин-те Искусствознания 19 – 21 мая 1997 г, М. C. 156-178

1997. Пространственные искусства в культуре XVII столетия // Вопросы искусствознания, № 2. С. 502-528

1997. Барокко XVII столетия: система художественного видения и стиль // Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры, том 1, М. С. 149-174

1996. Итальянская живопись XV века: Проблема выразительности // Эпохальные рубежи в истории искусства Запада, место издания ГИИ М. С. 66-99

1996. Перевод с итал.: Камезаска Э. Мантенья. М. 80 с.

1996. Перевод с нем.: Хойзингер Л. Микеланджело. М. 80 с.

1996 Изобразительное искусство Италии XVIII века в контексте западноевропейской художественной культуры // Вопросы искусствознания, № 2. С. 272-303

1994. Европейский классицизм XVII столетия: Исходные понятия // Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века, М. C. 25-32

1991. Джорджоне. «Три философа»: Сюжет и образ // Из истории зарубежного искусства: Материалы научной конференции «Випперовские чтения» 1988, ГМИИ им. А.С.Пушкина М. C. 67-85

1991. Театральное начало в живописи Караваджо // «Мир искусств». Статьи. Беседы. Публикации, место издания ВНИИ искусствознания – ГИТИС Москва, с. 385-410

1989. Пространственные искусства в культуре итальянского Возрождения // Классическое и современное искусство Запада: Мастера и проблемы, М. С. 36-62

1988. Италия. Изобразительное искусство // История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство 17 века, серия История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века, М. С. 77-140

1988. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство 17 века. Коллектив авторов: Аникст А.А., Ротенберг Е.И., Свидерская М.И., Ливанова Т.Н., Каптерева Т.И., Силюнас В.Ю., Брянцева В.Н., Гершензон-Чегодаева Н.М. М. 600 с.

1983. Леонардо на рубеже Ренессанса и Нового времени // Мастера классического искусства Запада, М. С. 26-32

1977. Творчество Орацио Джентилески // Античность. Средние века. Новое время: Проблемы искусства,М. С. 87-122.

1975. Spezifische Zuge der kunstlerischen Vision Caravaggios: Zum 400 Geburtstag // Beitrage und Berichte der Staatliche Kunstsammlungen Dresden. P. 115-127

1973. Караваджо. К 400-летию со дня рождения // Искусство, № 11. С. 56-66

1971. Творчество Аннибале Карраччи как историко-художественная проблема // Искусство Запада. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка, М. С. 103-134

1969. Становление нового художественного видения в итальянской живописи на рубеже XVI – XVII веков и творчество молодого Караваджо // XVII век в мировом литературном развитии, М. С. 390-424

1968. Якопо Тинторетто: К 450-летию со дня рождения // Искусство, № 9. С. 58-67

1959. Композиции центральных полей Сикстинского плафона Микеланджело // Сб. научных студенческих работ, место издания Издательство МГУ Москва, с. 77-102